Таурогенская конвенция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Таурогенская конвенция
Дата подписания 30 декабря 1812 года
Место подписания Пошерунская мельница (близ Таурогена)[1]
Подписали Йорк
Дибич
Стороны Йорк, генерал-лейтенант Королевско-Прусской службы[2]
Барон Дибич, генерал-майор Российско-Императорской службы[2]
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Таурогенская конвенция — договор, заключённый 30 декабря 1812 года между прусским генерал-лейтенантом Йорком и российским генерал-майором Дибичем. Согласно договору, прусский корпус Йорка объявлялся нейтральным и «более не препятствовал проведению операций русской армии»[3]. Договор положил начало политики разрыва Королевства Пруссии с Францией.

Предыстория

[править | править код]

17 декабря 1812 года французский корпус маршала Макдональда[4] дислоцировался в Курляндии. Корпус был боеспособным и серьезно угрожал с юга захватом Риги.

Макдональд не получал никаких известий из Главной квартиры Наполеона и «не верил слухам об уничтожении Великой армии». 18 декабря от Мюрата прибыл офицер и доставил Макдональду приказ об отступлении[5][4].

19 декабря первая колонна корпуса Макдональда выступила из Бауска[6] в направлении на Шавли[7]. В колонне находился сам Макдональд, дивизия генерала Гражана с французскими войсками и генерал Массенбах с прусскими. Позже, 20 декабря из Митавы[6] с отставанием «на один переход» выступила на Шавли вторая колонна корпуса Макдональда под командованием генерала Йорка[7]. Планировалось, что дойдя до Колтынян[лит.], обе колонны разделятся[5].

20 декабря генерал-губернатор Риги генерал-адъютант русской армии маркиз Паулуччи, выполняя приказ Фельдмаршала князя Кутузова, сформировал из войск рижского гарнизона отряд (7000 человек пехоты и 1200 кавалерии) под командованием генерал-лейтенанта Левиза с целью преследования войск Макдональда и соединения с войсками корпуса графа Витгенштейна. Сам Паулуччи с отрядом 2500 человек выдвинулся в сторону Мемеля[8][7].

21 декабря отряд Дибича находился у Лаукова[лит.][9], двигаясь от Россиен к Мемелю. Дибич был уверен, что Макдональд будет отступать по Куршской косе на Кёнигсберг. Он планировал своим отрядом перерезать путь его отступления[10]. Однако, 22 декабря Дибич получил донесение о том, что корпус Макдональда движется через Шавли на Тильзит[9]. 24 декабря Дибич повернул свои войска на Колтынян, «чтобы действовать во фланг на марше Макдональда к Неману»[9]. В тот же день Дибич получил донесение о том, что войска Макдональда миновали Колтынян. За арьергардом первой колонны следовала вторая - Йорка с огромными обозами[11]. Дибич со своим малочисленным отрядом ( 2000 человек с 6 орудиями) «вклинился» между двумя колоннами[11].

Предпосылки к заключению конвенции

[править | править код]

Враждебное отношение прусского населения к Наполеону было очевидно[12]. Армия Наполеона отступала. Военный губернатор Риги генерал-адъютант русской армии маркиз Паулуччи получил «соизволение императора Александра I» вступить в переговоры с командиром прусских войск Йорком[13] с тем, чтобы убедить последнего «присоединить свой корпус к русским войскам» или по крайней мере объявить корпус «нейтральным». Данное соизволение являлось вполне обоснованным: Йорка давно занимала мысль о «необходимости срочно избавить Пруссию от тяжкого для неё союза с Наполеоном»[5]. Эта позиция Йорка была известна, так как он уже долгое время состоял в «тайной переписке с маркизом и графом Витгенштейном»[5]. Поэтому, с целю реализации «отважного своего намерения» - объявление нейтралитета, Йорк послал майора Зейдлица в Берлин с тем, чтобы узнать «волю короля Фридриха Вильгельма III»[13].

Ход переговоров

[править | править код]

25 декабря войска Макдональда прибыли в местечко Поюру и далее последовали на Вайнуты[лит.][14]. Колонна Йорка прибыла в Краже[лит.] и находилась в 50 верстах от войск Макдональда[14]. В тот же день к Дибичу подошло подкрепление: 1000 человек кавалерии авангарда войск генерал-лейтенанта Левиза[15].

25 декабря Дибич расположил свой отряд фронтом к деревне Краже, ожидая появление арьергарда неприятеля[16]. Увидев прусские войска, он «тотчас» направил «переговорщика». Дибич предложил генерал-майору Клейсту заключить «условие о нейтралитете» и сообщил, что путь колонне преградил русский корпус[15]. Клейст ответил, что «не может начать переговоры», так как колонной командует генерал Йорк. Он прибудет к вечеру»[17]. Йорк дал согласие увидеться с Дибичем «между двух цепей передовых постов». В 9 часов вечера встреча состоялась. Йорк ответил, что в принципе не против нейтралитета. Однако, время для этого ещё не настало. Йорк «с часу на час ожидал возвращения майора Зейдлица из Берлина»[18]. На встрече было согласовано условие движения прусских войск к Неману без боестолкновений[19].

8 часов утра 26 декабря Йорк «сделал обозрение» позиции русских войск при Колтынян и нашёл её «сильно занятой»[15]. С прошлого дня Йорк не получил никаких известий от Макдональда и оценил свое положение, как сильно «затруднительным»[15]. Войска Йорка двинулись на Тауроген. Дибич с отрядом сопровождал колонну в постоянной готовности перегородить путь[20].

28 декабря войска Макдональда достигли Тильзита[21]. Арьергард войск Макдональда – дивизия Башелю находилась в Рагните. Отряд Голенищева-Кутузова находился в местечке Раудцен [5]. Авангард корпуса Витгенштейна под командованием Шепелева занял Лазденен с направлением на Шиллен. Корпус Витгенштейна находился у Юрбурга[22]. Колонна Йорка прибыла в Тауроген, находящегося в 30 верстах от Тильзита. Дибич с отрядом прибыл к местечку Вилькишкен[лит.][23].

29 декабря к Йорку прибыл от Дибича офицер штаба подполковник Клаузевиц с двумя письмами. В первом письме говорилось о скором подходе корпуса Витгенштейна к дороге Тильзит – Кёнигсберг. Второе письмо, «перехваченное» от Макдональда к Маре, содержало жалобу на «дух прусских войск и на необходимость удалить некоторых прусских офицеров»[20]. В тот же день к Йорку прибыл майор Зейдлиц с устным известием, что «берлинский двор готов разорвать отношения с Наполеоном», как только политические обстоятельства более разъяснятся[18]. Зейдлиц доложил о «совершенном расстройстве французской армии»[24], а также узнал от Бюлова, что «австрийцы без сопротивления отступили в герцогство Варшавское»[20]. Сообщение Зейдлица «более всего побудило Йорка к разрыву с Макдональдом»[22].

Я ваш. Скажите генералу Дибичу, что завтра рано утром мы должны с ним переговорить на Пошерунской мельнице, и что теперь я твёрдо решил порвать с французами и их делом. Со мной будет Массенбах[1].

Подписание соглашения

[править | править код]

30 декабря в 8 часов утра на Пошерунской мельнице близ города Тауроген была заключена Конвенция[25]. С русской стороны конвенцию подписал генерал-майор Дибич, с прусской генерал-лейтенант Йорк. Согласно договору, прусский корпус генерала Йорка объявлялся нейтральным и «более не препятствовал проведению операций русской армии». Получив донесение о заключенной конвенции, Император Александр I написал Йорку[26]:

Спешу генерал изъявить свое удовольствие: отныне две нации, взаимно соединенные чувствами уважения и приязни, не будут истреблять одна другую в угоду ненасытному властолюбию притеснителя Европы.

Основные положения конвенции

[править | править код]
  • Прусский корпус объявлялся нейтральным и «более не препятствовал проведению операций русской армии». Корпус должен был располагаться на пространстве от Мемеля до Тильзита и далее до Лабиау[25]. Пространство ограничивалось Куршским заливом . Прусские войска должны были сохранять нейтралитет «до получения повелений от Его Величества Короля Пруссии»[3][27]. Данное условие «распространялось» и на войска Массенбаха[2].
  • В случае денонсации королём конвенции, «прусские войска могли отступить за французские линии, но не имели права обращать своё оружие против русских в течение двух месяцев»[3][27].

Последствия конвенции

[править | править код]

В тот же день, 30 декабря Йорк послал: майора фон Тиле к Королю Пруссии Фридриху Вильгельму III с донесением о заключенной конвенции[28] и офицера своего штаба в Тильзит к генералу Массенбаху[5]. Офицер должен был передать Массенбаху приказ о немедленном возвращении в Тауроген, а также письмо, которое должно было попасть в руки Макдональда не ранее отхода прусского отряда в Тауроген[26]. Массенбах исполнил приказ. 31 декабря он привел свой отряд в Тауроген. Макданальд оставался в Тильзите до утра 31 декабря в ожидании прибытия войск Йорка. Однако, получив донесение о переходе Массенбаха на правую сторону Немана и письмо от Йорка, Макдональд с дивизией Гражана немедленно выступил на Кёнигсбергскую дорогу[29][30]. Таким образом, Макдональд лишился содействия прусских войск Йорка[26].

Конвенция благоприятствовала проведению успешных операций русской армии: быстрому падению Кёнигсберга и бегству Мюрата за Вислу[31].

В Берлине, столице Пруссии, в то время стоял 6-тысячный французский гарнизон. Получив известие о Турагентском соглашении, прусский король Фридрих Вильгельм III заявил, что Йорк предстанет перед военным судом и послал генерала Гатцфельда в Париж с официальными извинениями. Король публично заявил о денонсации конвенции и направил Наполеону заверение о неизменной лояльности[32].

Однако, среди широких слоёв прусского общества начались волнения, направленные на освобождение от подневольного союза с Наполеоном. Решительный шаг Йорка дал им пример, а политикам - стимул к ускорению решения политических вопросов: «положение дел с каждым днем всё более и более разъяснялось». Не подлежало сомнению, что армия Наполеона была уничтожена. Торжественные «уверения Александра I восстановить самобытность Пруссии» побудили Фридриха Вильгельма III возобновить союз с Россией[33].

Фридрих Вильгельм III развернул тайные переговоры с Россией и Австрией и перешёл к дипломатическим «манёврам»: направил флигель-адъютанта Нацмера с приказом о смещении Йорка и назначении Клейста командующим прусским корпусом. Одновременно с этим он послал Александру I предложение заключить оборонительный и наступательный союз с Пруссией и продолжить русское наступление за Вислу и Одер. С этой целью Фридрих Вильгельм направил своего военного советника полковника Кнезебека в Вену, а затем к Александру I[34].

27 февраля 1813 года был подписан Калишский союзный договор. В Бреслау с прусской стороны договор подписал канцлер барон Гарденберг. 28 февраля 1813 года с русской стороны в Калише договор был подписан генерал-фельдмаршалом Кутузовым. Союзный договор явился основой создания русско-прусской армии.

Единственной целью, которую преследовал Александр, ведя наступление за пределами России, было несение «мира и независимости» для всех европейских государств, которые он приглашал присоединиться к нему в деле освободительной борьбы[35]

Началась немедленная мобилизация ресурсов Восточной Пруссии для победы над Наполеоном. Были приняты меры по недопущению беспорядочных реквизиций. Кутузов потребовал от солдат безупречного поведения «по отношению к гражданскому населению». Данный приказ неукоснительно выполнялся. Прусское население приветствовало русских как освободителей. Пущин П. вспоминал, что Александра I приветствовали с нескрываемым восторгом. 12 января 1813 года город Иоганесбург был иллюминирован, а перед окнами Императорской квартиры жители «воздвигли пирамиду с транспарантом»[36]: «Слава Освободителю Европы Александру Великому». Народ запрудил улицу и не смолкало «Ура» по адресу России.

К 4 марта вооружённые силы Пруссии, благодаря мобилизации, достигли численности в 120 тысяч солдат[37], почти утроившись за 3 месяца. 17 марта 1813 года прусский король объявил войну Франции[38], и в тот же день генерал Йорк был признан невиновным.

Пямятник на месте Пошерунской мельницы

В ознаменование 100-летия события в 1912 году на историческом месте подписания — бывшей мельнице близ Пошеруна (Пожерунай) — по инициативе правнука Генриха Йорка фон Вартенбурга (1861–1923) был установлен памятник. Двухметровый гранитный куб на четырех маленьких бронзовых шарах. Куб был разрушен Красной Армией во время Великой Отечественной войны в 1944 году.

К 200-летию события в 2012 году памятник был восстановлен по инициативе Ротари-клуба Тауроггена (Таураге) при поддержке Европейского Союза в рамках немецко-литовско-российского сотрудничества. Липа, посаженная в 1813 году на историческом месте подписания, считается первым памятником освобождения Европы от власти Наполеона.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Богданович, История войны, 1860, с. 379.
  2. 1 2 3 Бутурлин, 1836, с. 310.
  3. 1 2 3 Бутурлин, 1836, с. 309.
  4. 1 2 Бутурлин, 1836, с. 302.
  5. 1 2 3 4 5 6 Лексикон, 1856, с. 119.
  6. 1 2 Богданович, История войны, 1860, с. 367.
  7. 1 2 3 Богданович, История войны, 1860, с. 368.
  8. Бутурлин, 1836, с. 303.
  9. 1 2 3 Богданович, История войны, 1860, с. 370.
  10. Богданович, История войны, 1860, с. 369.
  11. 1 2 Богданович, т. III, 1869, с. 475.
  12. Богданович, История войны, 1860, с. 372.
  13. 1 2 Богданович, История войны, 1860, с. 373.
  14. 1 2 Богданович, История войны, 1860, с. 371.
  15. 1 2 3 4 Бутурлин, 1836, с. 305.
  16. Бутурлин, 1836, с. 304.
  17. Богданович, История войны, 1860, с. 374.
  18. 1 2 Лексикон, 1856, с. 120.
  19. Бутурлин, 1836, с. 306.
  20. 1 2 3 Богданович, т. III, 1869, с. 477.
  21. Богданович, История войны, 1860, с. 382.
  22. 1 2 Богданович, История войны, 1860, с. 378.
  23. Бутурлин, 1836, с. 307.
  24. Die deutschen Befreiungskriege, 1912, с. 32.
  25. 1 2 Бутурлин, 1836, с. 308.
  26. 1 2 3 Богданович, т. III, 1869, с. 479.
  27. 1 2 Die deutschen Befreiungskriege, 1912, с. 33.
  28. Богданович, т. III, 1869, с. 478.
  29. Богданович, т. III, 1869, с. 481.
  30. Бутурлин, 1836, с. 312.
  31. Die deutschen Befreiungskriege, 1912, с. 31.
  32. Ливен, 2012, с. 384.
  33. Богданович, История войны, 1860, с. 390.
  34. Ливен, 2012, с. 385.
  35. Ливен, 2012, с. 383.
  36. Кретинин, 2001, с. 10.
  37. История войны, 1863, с. 47.
  38. Ливен, 2012, с. 402.

Литература

[править | править код]
  • Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу, 1807–1814 / пер. с англ. А. Ю. Петрова. — М.: Росспэн, 2012. — (Эпоха 1812 года). — ISBN 978-5-8243-1583-7.
  • Кретинин Г. В. Россияне в Восточной Пруссии. В 2-х частях. — Калининград: Янтарный Сказ, 2001. — Т. 1. — ISBN 5-7406-0435-4.
  • Богданович М. И. История царствования императора Александра I и России в его время. — Тип. Ф. Сущинского, 1869. — Т. III. — 584 с.
  • Военный энциклопедический «Лексикон». — СПб.: Изд.: Общество военных и литераторов, СПб., 1856. — Т. X. — 741 с.
  • Бутурлин Д.П. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году. Часть вторая.. — СПб.: Изд.: Военная типография, СПб., 1836. — Т. II. — 426 с.
  • Богданович М. И. История отечественной войны 1812 года.. — СПб.: Тип. Тор. Дома С. Струговщика, Г. Похитонова, Н. Водова и Ко., 1860. — Т. III. — 563 с.
  • Friedrich Schulze. Die deutschen Befreiungskriege in zeitgenössischer Schilderung (1813 – 1815). — R. Voigtländer (Р. Фойгтлендер[нем.]) Verlag in Leipzig. — Leipzig, 1912. — 336 с.
  • Богданович М. И. История войны 1813 года за независимость Германии. — СПб.: Тип. Штаба Военно-Учебных Заведений, 1863. — Т. I. — 723 с. с.